Инспекция после проведения проверок посчитала, что компания неправомерно применила пониженный тариф страховых взносов по подпункту 3 пункта 1 статьи 427 НК РФ. В проверяемый период по льготе были следующие условия: доля IT-дохода 90% и среднесписочная численность не менее 7 человек. По мнению проверяющих компания не выполнила условие по доли доходов от IT.
По результатам выездной проверки налоговая установила, что налогоплательщик не выполнил условия, которые установлены пунктом 5 статьи 427 НК РФ — доля IT-доходов составила 60–70%, что меньше необходимых 90%. По мнению проверяющих, компания необоснованно включила 42 млн ₽ от оказания услуг по выпуску квалифицированных сертификатов КЭП в состав IT-доходов.
По результатам камеральной проверки налоговая также убрала из IT-доходов
14 млн ₽, которые компания получила в 2021 г. от оказания услуг по выпуску КЭП, от реализации лицензии на стороннее ПО СКЗИ «КриптоПро» и от реализации рутокенов. По мнению инспекторов, эти доходы не попадают под условия подпункта 3 пункта 1 и пункта 5 статьи 427 НК РФ. И снова получилось, что доля IT-доходов компании составила менее 90% — всего 80,41%.
Компания предоставила документы (договоры на оказание услуг, акты выполненных работ, регистры бухгалтерского учета по счетам, документы от контрагентов), но проверяющие установили, что основной доход за 2018-2020 годы был получен за услуги спецоператора связи.
Данный вид услуг состоит из трёх последовательных действий:
- Подключения, настройки и сопровождения программного продукта.
- Отправки отчетности через электронный документооборот (ЭДО).
- Выпуск квалифицированного сертификата ключа проверки ЭЦП для СКЗИ «КриптоПро».
IT-компания заключала с покупателями несколько видов договоров:
- на выпуск квалифицированного сертификата ключа проверки ЭЦП,
- на сопровождение программного обеспечения с функцией шифрования,
- сублицензионные на предоставление неисключительного права на использование стороннего ПО — Лицензия на право использования СКЗИ «КриптоПро»,
- на подключение, сопровождение программного обеспечения ЭДО по разным тарифам.
Покупатели получали услуги по выпуску квалифицированного сертификата ключа проверки КЭП для использования на портале http://egais.ru, для СКЗИ «КриптоПро». Также были доступны услуги по установке, настройке, сопровождению программного продукта ЭДО, неисключительные права на использование СКЗИ «КриптоПро» и отдельного программного модуля для получения больничного листа в госорганах.
Также при оказании услуг по сопровождению проверяемая компания выполняла работы по технической поддержке, адаптации и модификации программ для ЭВМ или баз данных, чтобы обеспечить их бесперебойную работу. Услуги по сопровождению включались в сублицензионные договоры и выделялись отдельно.
Компания предоставила на проверку инспекторам договоры, в которых:
- стоимость выпуска сертификата КЭП вынесена отдельно от стоимости услуг по сопровождению ПО;
- выпуск сертификата КЭП выделен отдельно.
Допрошенные инспекцией свидетели — специалисты в области IT— подтвердили, что выпуск квалифицированного сертификата КЭП не привязан к определенной программе, использование КЭП можно без программного продукта.
Также по условиям договоров не предусмотрена передача заказчику права на использование собственного ПО, а заказчику не оказывались услуги по адаптации и модификации программного обеспечения и услуги по ведению баз данных. В процессе выпуска КЭП специалисты компании использовали собственное ПО.
Вывод ФНС: услуги по созданию и выдаче квалифицированного сертификата КЭП не являются услугами по созданию и сопровождению баз данных. Поэтому и доходы от оказания подобных услуг, а доля их в проверяемый период составляла более 10% от всех доходов компании, нельзя включать в состав IT-доходов. Следовательно и льготами по страховым взносам пользоваться нельзя.
Позже инспекторы дополнительно запрашивали у компании подтверждающие документы с расшифровками доходов, в том числе от выпуска КЭП, от передачи прав по сублицензионным договорам, от реализации ПО, договоры с заказчиками на поставку электронного идентификатора Rutoken, сублицензионные договоры, накладные, акты приема-передачи, список контрагентов и другое. Однако налогоплательщик ответил, что все необходимые документы были отправлены ранее. Поэтому ИФНС выставила дополнительный штраф за непредоставление 195 подтверждающих документов (пункт 1 статьи 126 НК РФ).